Коротко о главном.


Не допускать глубоких разрядов батареи (плотность электролита не должна быть менее 1,2 г/см3). Это ведет к образованию сульфата свинца на пластинах аккумулятора; не допускать чрезмерного заряда аккумулятора. Это ведет к повышению температуры электролита более 45С и перегреву аккумулятора (вздутие аккумулятора). при глубоких разрядах и чрезмерных зарядах аккумулятора происходит сокращение срока эксплуатации и выход аккумулятора из строя. Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе должно находиться в пределах 13,7-14,5 В; аккумулятор, используемый в автомобиле в «городском цикле», раз в шесть месяцев необходимо проверять и при необходимости заряжать. на автомобилях с напряжением в бортовой сети 24 В (два аккумулятора), аккумуляторы один раз в месяц необходимо менять местами (напряжение заряда в сети должно быть в пределах 27,6 – 29 В). потребление электроэнергии в бортовой сети неработающего авто не должно превышать 0,04 А/ч; перед продолжительной стоянкой автомобиля (более двух недель), аккумулятор целесообразно отсоединить от проводов. При повторном подключении проверить плотность электролита. В случае необходимости батарею зарядить. хранить залитый и заряженный аккумулятор рекомендуется в не отапливаемом помещении, при температуре не ниже -30С. Ежемесячно проверять плотность электролита и при понижении ее боле чем на 0,03 г/см3 следует зарядить аккумулятор; не допускать эксплуатацию аккумулятора с низким уровнем электролита (ниже верхних кромок пластин). В случае снижения уровня электролита обращаться в сервисный центр. содержать аккумулятор в чистом виде и обращать внимание на чистоту газоотводных отверстий. Загрязнение авто аккумулятора ведет к повышенному саморазряду, а закупорка газоотводных отверстий – к взрыву или повреждению аккумулятора. пуск стартера производить коротким включением не более 10 сек, с интервалом между пусками не менее 60 сек. После 3-х попыток интервал увеличить до 3 минут. при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя проверьте степень заряженности аккумулятора по плотности электролита и при необходимости зарядите ее; натяжение и состояние ремня генератора должно быть в пределах нормы; емкость аккумулятора должна соответствовать рекомендациям завода-изготовителя Вашего автомобиля. Дополнительное электрооборудование должно быть исправно, изготовлено в заводских условиях и установлено квалифицированными специалистами с учетом мощности генератора для обеспечения нормального заряда аккумулятора. для авто, работающих на газовом топливе, а также автомобилей имеющих пробег свыше 150000 км, емкость аккумулятора должна быть на порядок выше.

Свернуть



Какой аккумулятор лучше: кальциевый, малосурмяный или гибридный?


Аккумуляторы, выполненные по разным технологиям, предназначены для определенных типов автомобилей и определенных условия эксплуатации! Нельзя сказать, какие батареи лучше, а какие хуже, у всех есть свои плюсы:
«Кальциевые» аккумуляторы обладают превосходными токовыми характеристиками, но требовательны к качественной работе электрооборудования автомобиля. Они почти не «выкипают», саморазряд сведен к минимуму, но они имеют более высокую стоимость.
«Малосурьмянистые» батареи имеют не такие высокие токи, но менее требовательны к работе электрооборудования автомобиля. Такие аккумуляторы требуют к себе больше внимания, но отличаются большой выносливостью: мало чувствительны к перепадам бортового напряжения, устойчивы к глубоким разрядам.
«Гибриды» занимают промежуточное положение, сочетая в себе преимущества обеих технологий: высокие пусковые токи и низкий расход воды «кальциевых» батарей и выносливость малосурьмянистых.

Свернуть



Часто задаваемые вопросы.

Можно ли устанавливать батарею большей емкости, чем рекомендована заводом изготовителем автомобиля?

Можно, если в этом есть необходимость, например, установлено дополнительное электрооборудование или автомобиль эксплуатируется в условиях экстремально низких температур. Аккумулятор должен подходить по габаритам.


Можно ли устанавливать на грузовой автомобиль аккумуляторы разных марок, либо новую и старую батарею?

Нет, так как такие батареи обладают разным внутренним сопротивлением и по-разному ведут себя при отдаче и приеме электрического заряда. Это может вызвать нарушение и некорректную работу электрооборудования автомобиля.


Можно ли сразу после покупки аккумулятора ставить его на автомобиль?

Можно, если вольтметр показывает ЭДС не меньше 12,6 В. Плотность не ниже 1,26 гр/см3 и уровень электролита над пластинами составляет 10-15 мм. Если указанные параметры ниже, то необходимо зарядить аккумулятор и откорректировать показатели.


Для чего покрывают полюсные выводы батареи технической смазкой?

Для лучшего контакта и для предотвращения окисления, особенно положительного полюсного вывода. Если выводы не покрыты технической смазкой, то следует зачистить контактные поверхности, смазать их тонким слоем и надеть клеммы.


Как часто нужно проверять уровень электролита в аккумуляторе?

В жаркое время года – не реже 1 раза в месяц, в остальное время – 1 раз в течение 2-3 месяцев.


Если низкий уровень электролита в аккумуляторе, как его восстановить?

Нужно добавить дистиллированную воду. Электролит добавляют только в том случае, если он вылился из АКБ. Доливать электролит необходимо только в сервисном центре.


Можно ли «прикуривать» другой автомобиль?

Можно, соблюдая определенные требования. Двигатель автомобиля, от которого осуществляют «прикуривание», должен быть обязательно выключен.


Если при запуске двигателя в зимнее время аккумулятор разрядился в «ноль», какие действия нужно предпринять?

Глубокий разряд вреден для любой батареи. Если это произошло, то необходимо зарядить аккумулятор от стационарного зарядного устройства, но не позднее чем через 2-3 дня после глубокого разряда батареи.


Почему замерзает электролит?

При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода. Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7 0С, а при плотности 1,27 г/см3 - только при -58 0С.


Если замерз электролит, можно ли восстановить работоспособность аккумулятора?

Все зависит от степени замерзания. Если батарея замерзла не на весь объем, и не деформировался корпус, то ее можно восстановить. Лед должен полностью растаять при комнатной температуре, и только потом следует зарядить АКБ.


Если в мороз перед запуском двигателя включить на короткое время фары автомобиля, поможет ли это облегчить запуск?

Нет, данная процедура абсолютно бесполезна, так как эффект разогрева электролита ничтожен и не увеличивает мощность разряда. Напротив, батарея может потерять драгоценную емкость и будет уже не в состоянии запустить двигатель.


Пуск двигателя в зимнее время зависит только от АКБ?

Нет, не только. Помимо технических характеристик и степени заряженности батареи, пуск двигателя зависит от следующих факторов:
от состояния электропроводки и электрооборудования автомобиля;
от состояния свечей;
от состояния топливной системы и качества топлива;
от качества масла;
от опыта водителя.


Что влияет на срок службы аккумулятора?

На срок службы АКБ влияет:
интенсивность эксплуатации (чем выше интенсивность, тем меньше срок службы);
регулярность контроля батареи (проверка плотности и уровня электролита);
исправность электрооборудования;
температурные условия окружающей среды (экстремально низкие и высокие температуры снижают срок службы батареи).


Если автомобиль эксплуатируется только летом, как аккумулятор обслуживать и хранить зимой?

В зимний период рекомендуем снимать батарею с автомобиля. Аккумулятор нужно полностью зарядить. Желательно каждые 3 месяца проверять плотность электролита и при необходимости производить подзарядку, такие меры значительно снизят скорость коррозии пластин.


Сколько может храниться АКБ без подзаряда?

Кальциевые (Ca/Ca) – от 8 - 12 месяцев
Гибридные (Ca/Sb) – от 5 - 8 месяцев
Малосурмяные (Sb/Sb) – от 3 - 5 месяцев
При хранении нельзя сливать электролит. Аккумулятор должен быть заряжен. Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше срок хранения.


В течение какого времени выявляются заводские дефекты?

В течение первых 6-8 месяцев с начала эксплуатации.


Что показывает «глазок» индикатор?

Глазок-индикатор показывает плотность электролита только в одной из 6 банок. Поэтому, для получения полной информации о состоянии АКБ, проверять плотность необходимо во всех шести банках, так как показатели в них могут значительно различаться.


Можно ли на природе использовать АКБ для сторонних энергопотребителей?

Не рекомендуем. Без специального оборудования невозможно определить степень заряда батареи и просчитать динамику разрядки, а значит, велика вероятность глубокого разряда. Используйте для этих целей резервный аккумулятор.


Почему в зимнее время рекомендуют аккумуляторы с более высокими пусковыми токами?

Холодный пуск имеет следующие особенности:
Стартеру требуется больше времени чтоб прокрутить двигатель, так как сопротивление холодного двигателя в зимнее время увеличивается в 2,5-3 раза. А значит от АКБ требуется больше отдача большей мощности и энергии. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем выше вязкость электролита и внутреннее сопротивление батареи. Поэтому, для обеспечения надежного пуска двигателя необходимо выбирать ту АКБ, которая при одних и тех же габаритных размерах имеет максимально высокие токи холодной прокрутки.


Могут ли высокие пусковые токи вывести из строя электрооборудование автомобиля?

Нет, т.к. высокие пусковые токи влияют только на надежность запуска двигателя. Стартерные аккумуляторные батареи имеют различную величину пусковых токов в зависимости от исполнения, но напряжение у всех равно 12 В. Поэтому на электрооборудование автомобиля повышенные токи не оказывают негативного влияния.


Что означает термин «гибридный аккумулятор»?

«Гибридными» называют аккумуляторы, произведенные по гибридной технологии. Суть гибридной технологии производства заключается в том, что решетки положительных и отрицательных электродов состоят из разных сплавов: положительные - из свинцово-сурьмянистого, а отрицательные - из свинцово-кальциевого сплава. Таким образом «гибридные» аккумуляторы сочетают в себе положительные свойства двух технологий, а именно: высокие пусковые токи, низкий расход воды кальциевых батарей и «выносливость» малосурьмянистых.

Свернуть


Причины взрыва АКБ.

Эксплуатация батарей в режиме перезаряда, может стать причиной скопления под крышкой АКБ гремучей газовой смеси, являющейся результатом разложения воды на кислород и водород. При попадании в аккумулятор или газоотводящий канал искры или открытого пламени происходит взрыв гремучей смеси. Спровоцировать взрыв могут и искрение электропроводки или полюсных клемм, и близко поднесенная сигарета, и пламя зажженной спички. Для снижения риска взрыва по этой причине, некоторые производители в конструкции АКБ применяют фильтры - пламягасители. Также возможно образование искры внутри батареи в результате значительного понижения уровня электролита относительно рекомендуемых параметров и возможного короткого замыкания между пластинами.

Для чего нужны ареометр, вольтметр и нагрузочная вилка? (как проверить работоспособность батареи, с помощью каких приборов)?

Все три прибора необходимы для проверки работоспособности батареи. Если у батареи имеется доступ к банкам, то можно воспользоваться ареометром, а также вольтметром и нагрузочной вилкой. Ареометр служит для измерения плотности электролита, например: 1,28 г/см3 – 100% заряженности; 1,24 г/см3 – 75% заряженности. Вольтметр необходим для измерения напряжения разомкнутой цепи (НРЦ = 12,6 – 12,8В), а нагрузочная вилка для измерения напряжения под нагрузкой, которое должно оставаться стабильным в течение 5 секунд. Для более точной диагностики, необходимы показания всех трех приборов. Если Вы проверяете герметичные батареи, то в этом случае можно воспользоваться только вольтметр и нагрузочную вилку. Параметры проверки те же.

Нередко неполадки, воз никшие в элементах системы электрооборудования автомобиля, ошибочно принимают за неисправность аккумуляторной батареи. Ознакомится с перечнем «мнимых» неисправностей и способами их обнаружения можно в статье «Мнимые неисправности АКБ».

Свернуть


Окисная пленка.

Для уверенного пуска двигателя важно и состояние контактов соединитель ных проводов с полюсными выводами бата реи, и состояние крепления силовых проводов к стартеру и массе автомобиля. Плотная окисная пленка, которая со временем образуется на контактирующих поверхностях под дейс твием влаги, высокой температуры, паров топ лива и масел, имеет очень высокое сопротив ление и при прохождении тока через окисную пленку падение напряжения бывает настолько сильным, что даже при полностью заряженной батарее не происходит прокручи вание коленчатого вала двигателя. При этом штатный вольтметр автомобиля будет пока зывать, что напряжение на АКБ падает почти до нуля. Таким образом, окисная пленка ими тирует обрыв цепи внутри батареи, обрыв во внешней цепи или полную потерю работоспо собности батареи. Однако стоит только зачис тить контакты между полюсными наконечни ками проводов и выводами батареи, как та же самая батарея уверенно запустит двигатель.

Свернуть


Неисправности стартера.

Неисправности стартера часто ошибочно относят на счет батареи. Напри мер, люфт, возникающий при износе втулок, в которые помещены концы якоря стартера, может привести к тому, что за счет перекоса якоря во время пуска двигателя он зацепит ся за статор и остановится. При повторной попытке пуска двигателя остановки якоря может не произойти, однако возможно мно гократное повторение таких случаев, вплоть до окончательной потери работоспособности стартера и конечно, батарея не имеет никако го отношения к данному виду отказов.

Свернуть


Провода.

Еще один элемент электрооборудования, который может сбить с толку неопытного автомобилиста - провод, соединяющий АКБ с массой автомобиля. Как правило, имеется два соединительных провода:
от АКБ до кузова транспортного средства;
от кузова (или АКБ) к двигателю.
Второй соединительный провод часто на ходится вне поля зрения автомобилиста (под двигателем). Это существенно затрудняет оценку состояния соединения, которое под действием влаги и дорожной пыли может пок рываться окислами и грязью. Это может при вести к большому увеличению переходного сопротивления, то есть снижению разрядно го тока и даже к отказу пусковой системы. Во всех случаях сомнений в работоспо собности батареи необходимо проверить состояние АКБ путем измерения плотности электролита и (или) величины НРЦ. Можно также попытаться при помощи этой батареи запустить двигатель на другом исправном автомобиле. Заряженность батареи в условиях реальной эксплуатации зависит в основном от режима работы автомобиля, исправности генератора и регулятора напряжения, исправности пот ребителей энергии и состояния электропроводки, натяжения ремня привода генерато ра и наличия дополнительных потребителей. При нештатной работе или возникновении неисправностей электрообо рудования может полностью разрядиться совершенно исправная аккумуляторная ба тарея. Ее полный заряд в стационарных усло виях с последующим тестированием на соот ветствие установленным критериям оценки подтвердит, что причиной разряда батареи являлась неисправность электрооборудова ния. Необходим контроль состояния изделий электрооборудования, что позволяет избежать внезапных отказов и увеличивает срок работы каждого изделия.

Глубоких разрядов и постоянных недозарядов боятся все свинцово-кислотные батареи только в большей или меньшей степени. Для предотвращения подобных ситуаций очень важно подобрать емкость и стартерные токи батареи под конкретный автомобиль с учетом мощности двигателя, а также наличия дополнительных бортовых электроприборов.
Принцип прост: мощнее двигатель и много бортовых потребителей энергии - большая емкость и большие стартерные токи батареи, естественно в рамках указанного типоразмера.


Свернуть


Меры безопасности при работе с автомобильным аккумулятором.

1. В аккумуляторе находится электролит (раствор серной кислоты и дистиллированной воды), который является агрессивной средой, поэтому при работе с аккумулятором используйте защитные очки и перчатки.
2. Не наклоняйте и не переворачивайте аккумулятор во избежание вытекания электролита.
3. При попадании электролита на открытые участки тела немедленно промойте их проточной водой и обработайте 5% содовым раствором.
4. При попадании в глаза обильно промойте проточной водой и обратитесь к врачу.
5. Во время заряда и эксплуатации аккумулятора выделяется взрывоопасный газ (смесь водорода и кислорода). Во избежание взрыва не пользуйтесь открытым пламенем и не курите вблизи батареи, не допускайте искрения контактов и замыкания клемм различными инструментами.
6. Не допускайте к аккумулятору детей.
7. Не выбрасывайте отслуживший свой срок аккумулятор в обычный мусорный бак. Аккумулятор подлежит повторной переработке.

Свернуть